Skip to main content

Конституционный суд рассмотрит законность финансирования Германией антикризисных мер

Июль 11, 2012 Автор: swens

Федеральный конституционный суд Германии начал  слушания по искам противников ратификации в бундестаге международных соглашений о так называемом фискальном пакте Евросоюза и о создании постоянно действующего Европейского стабилизационного механизма (ESM).  От решения суда фактически зависит судьба еврозоны, утверждает DW.

Суть коллективного протеста весьма разношерстной группы истцов сводится к тому, что фискальный пакт и европейский стабфонд противоречат основному закону ФРГ, поскольку, по их мнению, лишают парламент страны бюджетного суверенитета, то есть возможности по своему усмотрению распоряжаться средствами налогоплательщиков, поступающих в государственную казну. При этом речь идет о суммах, сопоставимых с объемом государственного бюджета ФРГ.

Согласно международным договоренностям, например, немецкая доля в ESMсоставляет 27% его общего кредитного потенциала в 700 млрд евро, часть которых должна быть внесена наличными.

При этом в истории со стабфондом именно Германии отводится ключевая роль. Согласно подписанным соглашениям, ESM может начать действовать только в том случае, если его капитализация гарантирована на 90%, что без немецкой доли невозможно.

Истцов возмущает также необратимость принятых на саммитах Евросоюза и ратифицированных германским бундестагом решений. В самом деле, в соглашениях о фискальном пакте и ESM не предусмотрен механизм денонсации, выхода из этих структур.

Процедура ратификации соответствующих документов состоялась в бундестаге и бундесрате в последний день перед началом летних парламентских каникул – в ночь с 28 на 29 июня. Силу закона, однако, принятые большинством в две трети голосов соглашения обретут только после того, как их подпишет федеральный президент.

Если иски отвергнут, то Гаук сможет спокойно поставить свою подпись, и процесс ратификации фискального пакта и ESM в ФРГ будет таким образом завершен.

Если же срочные иски все-таки будут приняты к рассмотрению, то, как говорится, возможны варианты. Президент, правда, и в этом случае может подписать ратифицированные депутатами законы. Но Гаук, считают немецкие наблюдатели, вряд ли пойдет на такой шаг, демонстрирующий явное неуважение к очевидно имеющимся серьезным сомнениям конституционных судей в соответствии принятых решений Основному закону ФРГ. Тогда еврозоне придется дожидаться рассмотрения поданных исков по существу, что займет, как минимум, несколько месяцев, что совершенно недопустимо в виду ситуации в зоне евро.